Налоговый спор можно эффективно разрешить на стадии возникновения – в инспекции
12.05.2012
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В отличие от несогласия налогоплательщиков с решениями налоговых органов о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятыми по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, требующими обязательного досудебного обжалования в административном порядке, спорные ситуации, вызванные несогласием налогоплательщиков с иными ненормативными правовыми актами налогового органа (любыми документами, подписанными начальником или заместителем начальника инспекции), а также действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа (например, несогласие с уведомлениями об уплате имущественных налогов; решениями о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках или в судебном порядке; с требованиями об уплате налога, сбора; с решениями о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке; с бездействием должностных лиц, выразившимся в непроведении и невыдаче акта сверки, справки о состоянии расчетов по налогам; в непринятии решения о возврате излишне уплаченного или излишне взысканного налога; в невыдаче копий решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщика; в неинформировании налогоплательщика о действующих налогах и сборах; также несогласие с действиями должностных лиц при проведении мероприятий налогового контроля (допросах, осмотрах, выемке и т.п.), обязательного досудебного обжалования не требуют.
Большинство спорных ситуаций (особенно связанных с действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа) возможно эффективно и быстро разрешить путем своевременного принятия необходимых мер, не прибегая при этом к непосредственному обжалованию. Обеспечить работу по урегулированию спорных ситуаций с физическими и юридическими лицами на стадии их возникновения в налоговых органах, призваны подразделения налогового аудита инспекций (группы налогового аудита в правовых отделах инспекций), исполняющие по сути функции посредников между налогоплательщиком и налоговым органом при разрешении спорной ситуации.
В случае обоснованности требований налогоплательщиков сотрудниками отдела налогового аудита (группы налогового аудита) при участии сотрудников иных отделов налогового органа должны быть предприняты все возможные меры по урегулированию спора на уровне территориального налогового органа, поскольку своевременное урегулирование предмета спора является ресурсосберегающим фактором, ведущим к отказу от официальной процедуры обжалования и сокращению временных, трудовых и материальных ресурсов на урегулирование спора как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов. В случае же невозможности урегулирования спора по каким-либо причинам в указанном порядке, сотрудниками отдела налогового аудита (группы налогового аудита) налогоплательщику должен быть разъяснен официальный порядок обжалования ненормативных актов или действий (бездействия) должностных лиц налогового органа.
Совершенствование досудебных механизмов разрешения споров налогоплательщиков с налоговыми органами способствует снижению количества подаваемых жалоб на акты ненормативного характера налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган и другие государственные органы, содействует поддержанию правовой дисциплины в налоговых правоотношениях.
Таким образом, если по мнению налогоплательщика его права и законные интересы нарушаются в результате действий (бездействия) должностных лиц налогового органа, в результате принятия ненормативных правовых актов налогового органа, то с целью первичного урегулирования спорной ситуации налогоплательщик может обратиться в отдел налогового аудита инспекции (группу налогового аудита) лично или по следующим телефонам:
- ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска - (383) 208-11-88;
- ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска - (383) 228-57-80;
- ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска - (383) 361-12-24;
- ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска - (383) 361-09-73, 210-76-15;
- ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска - (383) 266-93-33;
- ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска - (383) 218-74-12;
- ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска - (383) 231-03-97;
- ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска - (383) 271-39-98;
- Межрайонная ИФНС России № 13 по г. Новосибирску - (383) 339-91-45;
- Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области - (383) 218-74-46;
- Межрайонная ИФНС России № 16 по Новосибирской области - Единый регистрационный центр - (383) 375-81-31, (383) 375-81-33;
- Межрайонная ИФНС России № 3 по Новосибирской области - (383-43) 29-877;
- Межрайонная ИФНС России № 5 по Новосибирской области - (383-61) 22-104;
- Межрайонная ИФНС России № 6 по Новосибирской области - (383-59) 22-046;
- Межрайонная ИФНС России № 14 по Новосибирской области - (383-55) 35-974;
- Межрайонная ИФНС России № 15 по Новосибирской области - (383) 204-22-77.
Источник: Управление федеральной налоговой службы России по Новосибирской области